среда, 25 апреля 2012 г.

Интерактивное обучение


Обучение математике требует от преподавателя охвата большого объёма информации, и порой это толкает учителя на использование в основном пассивных методик обучения. Но будут ли в этом случае знания прочны?
Ведь мы знаем, что намного лучше усваивается то, что ты сам осмыслил или попробовал сделать.
Учащиеся должны уметь самостоятельно думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи  и на их основе уметь искать нужную информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях. Вспомните нашего коллегу-математика Льюиса Кэрролла, его «Алису в стране чудес»! «Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее». Вот и нам, современным учителям, заботящимся о качестве знаний наших учеников, нельзя оставаться на месте. Ускорить бег поможет применение  интерактивных методов, которые хотя и не являются чем-то новым, однако недостаточно широко применяются в реальном образовательном процессе.
Интерактивный (interact (inter - взаимный, act - действовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).Следовательно, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приёмов: однако основные интерактивные подходы можно назвать. Это творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения.
Приемы и формы интерактивного обучения
Приём “Ожидания”.
Указанный приём лучше применять в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске высвечивается надпись “Ожидания”. Детям предлагаю после сообщения мной темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме учитель - ученики на данном этапе контролируется мной так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Записываю на доске ожидания детей от урока и затем сообщаю им конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей. Анализируя “Ожидания” я, как учитель, могу:
  • узнать, какие вопросы интересуют детей по теме урока;
  • выявить первоначальное представление ребенка по теме;
  • получить информацию о способностях детей, для того, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать;
  • помочь детям понять свою мотивацию;
  • почувствовать себя личностью, желание которой учитывается;
  • сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”;
  • разделить с детьми ответственность за результат.
Учащиеся при применении на уроке этого элемента имеют возможность рефлексировать по поводу того, что знают и думают.

"Большой круг"
Работа проходит в три этапа.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.
"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".
Что дает этот организационный прием школьникам?
Он дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:
- как они общаются,
- как реагируют на чужую мысль,
- как улаживают назревающий конфликт,
- как аргументируют свою мысль и т. д
Работа в парах
Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.
«Карусель»
Для проверки объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса очень эффективен метод карусели. Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопросов. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Ученики заранее готовят вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.
Работа в малых группах.
Применяется, когда нужно решить сложные проблемы коллективно. Существует несколько условий для эффективной для организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Объединять учеников нужно в группы из трёх- пяти человек. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах. “Дерево решений” - класс делится на группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем “дереве” (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
“Поиск информации” - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываются  вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяется время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.
Использование интерактивных компьютерных технологий.
Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска.

Общеизвестно, что средний процент  усвоения учебного материала следующий: урок-лекция – 5%; при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов – 20%; аудиовизуальных материалов – 30-40%; работа в дискуссионных группах – 50%; практика через действие – 75%; использования мультимедийных технологий – 80-85%; метод обучения других – 90% . Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, нужно соединять интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и  мультимедийных средств.

С 2005 года учителя математики нашего лицея КОГОАУ «Вятский технический лицей» используют в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски. Возникло, конечно, первоначально много вопросов: решит ли все проблемы появление интерактивной доски в классе? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических принципов?
Апробировав возможности доски, мы пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового. Крейг Баррет, председатель совета директоров корпорации Intel, сказал: «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» Думаю, то же самое можно сказать об интерактивных досках. Наличие интерактивной доски не делает урок ни интерактивным, ни развивающим. Таким его может сделать лишь учитель, имеющий ясную цель, использующий эффективные методы обучения, а интерактивная доска становится полезным инструментом в руках педагога. Важен, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
Глупо и расточительно использовать доску только:
• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом)
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого.
Интерактивным урок сделает применение интерактивных методов и приемов с использованием возможностей интерактивной доски!

Комментариев нет:

Отправить комментарий